Дистанционные семинары как образовательный инструмент для физиотерапевтов

D. Florentino, D.J.Barbosa, K.M.Silva, M.I.C.Souza

Телемедицина является мощным средством управления и реализации стратегий в здравоохранении и медицинском образовании. Интерактивные средства реальновременного общения (теле- и видеоконференции) снижают профессиональную изоляцию медицинских работников. Использование телемедицинских технологий способствует накоплению новых знаний, их применению в образовательных целях; параллельно увеличивается количество образовательных платформ, обеспечивается просветительская работа с населением [1]. Телемедицина служит посредником в медицинской работе, оказывая поддержку в различных сферах медицинской деятельности и способствуя получению результатов [1-2].

Рядом авторов показано, что для области физиотерапии крайне важны новые методы обучения, повышения квалификации специалистов, причем такие методы должны позволять осуществлять непрерывное образование в течение всей профессиональной деятельности физиотерапевтов [1-3].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обосновать возможность использования дистанционного обучения в реабилитологии путем оценки результативность применения дистанционных семинаров по физиотерапии, проводимых телемедицинским центром г. Рио-де-Жанейро.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Было проведено ретроспективное исследование, направленное на оценку результатов внедрения образовательных программ, по физиотерапии, разработанных и осуществленных телемедицинским центром г. Рио-де-Жанейро и университетской клиникой им. Педро Эрнесто при Государственном университете Рио-де-Жанейро. Данные о телесеминарах накапливали в течение 2010-2014 гг., показателями для анализа были: количество мероприятий, их тематика, количество участников, использованные точки доступа. Применялась количественная статистика.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В указанный период было организовано и успешно осуществлено 40 дистанционных семинаров по реабилитологии и физиотерапии; все мероприятия проводились на основе интернет-технологий в реальном времени (синхронно). Всего в телеконференциях принял участие 1551 человек из 593 точек доступа.

На рис.1 приведены количество и динамика точек доступа к телесеминарам по всей территории Бразилии. Как следует из графика наибольшая посещаемость по точкам доступа наблюдалась в 2013 г.

Рис. 1. Количество и динамика точек доступа к образовательным телесеминарам по физиотерапии

Как следует из диаграммы на рис.2 всего в телесеминарах принял участие 1551 пользователь; при этом в 2010 г. наблюдалось наибольшее число подключений. Важно отметить, что со временем произошло снижение количества пользователей (минимальный уровень зафиксирован в 2014 г.).

Рис. 2. Количество пользователей образовательных телесеминаров по физиотерапии

Отдельно представлены данные о наиболее часто посещаемых семинарах (рис. 3). Так, в 2010 г. в телесеминаре «Кинезиотерапия в первичной помощи при гипертензии», приняли участие 89 человек. В 2011 г. дистанционное мероприятие «Легочная реабилитация» посетило 72 человек, в то время, как в 2012 г. телесеминар «Рак молочной железы: функциональное восстановление. Физическая терапия и аспекты питания» собрал 73 участника. Мероприятия «Физиотерапия в кардиологии. Всегда реабилитируйтесь» (2013 г.) и «Физиотерапия и Единая Система Здравоохранения Бразилии» (2014 г.), посетили 60 и 25 человек, соответственно.

Рис. 3. Динамика количества пользователей наиболее популярных образовательных телесеминаров по реабилитологии и физиотерапии

Резкое падение количества пользователей мы связываем с человеческим фактором: низкой мотивацией как преподавателей (к постоянному созданию и актуализации учебных материалов), так и обучающихся (отсутствие системы инфор- мирования и вовлечения). С технической и учебно-методической точек зрения серьезных недостатков не выявлено.

ВЫВОДЫ

Успешно проведено 40 синхронных дистанционных семинаров по реабилитологии и физиотерапии, в работе которых приняли участие 1551 человек из 593 точек доступа на территории Бразилии.

Ретроспективный анализ демонстрирует эффективность технологии и потенциальную приемлемость дистанционного обучения для обеспечения непрерывного обучения врачей физиотерапевтов и реабилитологов.

Исследование показало, что до сих пор существует множество ограничений и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в попытках изменить поведение и отношение студентов и преподавателей к новым методам образования.

Более успешное, стабильное и масштабное применение телесеминаров в обучении медицинских работников требует дальнейших усилий по формированию новых образовательных стратегий, распространению информации о такой форме повышения квалификации, созданию способов мотивации и вовлечения слушателей. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Carneiro V.F., Brant L.C. Telessabde: dispositivo de educa3ro permanente em sabde / Gestro e Sabde 4.2, 2013. - P.494-516.

2. Carlini A.L. Educa3ro a distencia (EaD) na 6rea da sabde / Distance education in health. Revista da Faculdade de CiKncias Mfidicas de Sorocaba,
2014.1984-4840 16.2: IV-V.

3.    Maynard da Silva K. TeleFisioterapia: modificando paradigmas na edu-ca3ro.2012.URL: http://www.telessaude.uerj.br/resource/goldbook/pdf/8.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

дистанционное обучение, синхронные семинары, телефизиотерапия, образование