Выпуск №1, 2021 - стр. 39-48

Состояние и перспективы применения информационных и телекоммуникационных технологий в стоматологии DOI: 10.29188/2542-2413-2021-7-1-39-48

Для цитирования: Леванов В.М., Голуб Е.А., Агашина А.И., Гаврилова Е.П. Состояние и перспективы применения информационных и телекоммуникационных технологий в стоматологии. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2021;7(1):39-48; https://doi.org/10.29188/2542-2413-2021-7-1-39-48
  • Леванов В.М. – доцент, д.м.н., профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России; ведущий научный сотрудник ФГБУН ГНЦ РФ – Институт медико- биологических проблем РАН; Нижний Новгород, Россия; РИНЦ AuthorID 562021
  • Голуб Е.А. – студент ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России; Нижний Новгород, Россия
  • Агашина А.И. – ординатор ФГБОУ ВО Московский государствен- ный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава России; Москва, Россия; РИНЦ AuthorID 1099371
  • Гаврилова Е.П. – аспирант ФГБОУ ВО «Приволжский исследова- тельский медицинский университет» Минздрава России; Нижний Новгород, Россия; РИНЦ AuthorID 1029890
1261

Введение. Телестоматология – клиническая субдисциплина, изучающая дистанционную профилактику, диагностику и лечение заболеваний и повреждений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Она является частью общей телемедицины, но имеет определенную специфику, связанную с особенностями заболеваний полости рта, их диагностикой, передаваемой медицинской информацией, задачами телеконсультаций.

Материалы и методы. Был проведен поиск научных публикаций в библиотечных системах за 2001 – 2020 гг. Всего было обнаружено 54 статьи (19 российских и 35 зарубежных), из которых 44 наиболее релевантных вошли в обзор.

Результаты и обсуждение. По результатам анализа научного архива можно выделить несколько направлений применения ИКТ в стоматологии: в формате общения «врач – врач» – для диагностики заболеваний, выбора оптимального метода лечения; в формате «пациент – врач» – для решения профилактических, диагностических, организационных вопросов, дистанционного наблюдения.

Рассмотрены примеры телестоматологических проектов, реализованных в России, США, странах Европы. Приведены сведения по современным технологическим решениям, прежде всего – в области визуализации, компьютерного анализа, 3Dпечати.

Основным преимуществом телестоматологии в сегменте «врач–врач» является повышение доступности стоматологической помощи, в т.ч. специализированной помощи, включая высокотехнологичную. Она наиболее востребована у сложных пациентов.

Выводы. Сегмент «пациент–врач» позволяет решать обширный круг задач – от согласования необходимости очного приема до проведения профилактических и обучающих мероприятий, коррекции ранее назначенного лечения, что позволяет сократить число очных визитов. Это особенно актуально в условиях пандемии.

Прикрепленный файлРазмер
Скачать статью319.18 кб
телемедицина; телестоматология; цифровые технологии; телеконсультации

Я хочу получать электронную версию журнала


Мы в соцсетях

  • VK