По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно по всему миру происходит почти 140 млн. родов, и большинство из них имеет низкий риск осложнений для матери и ребенка. По данным статистического сборника Минздрава России (основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельности службы охраны детства и родовспоможения в РФ) доля нормальных родов в 2018 г. составила 37,3%, т.е. 584 767 [1].
В родах с целью динамической оценки состояния роженицы и плода рекомендовано ведение партограммы [2]. Партограмма является структурным элементом медицинской карты роженицы при оказании медицинской помощи в акушерском стационаре.
С 01.01.2025г в Российской Федерации вступили в силу новые клинические рекомендации «Нормальные роды (роды одноплодные, самопроизвольное родоразрешение в затылочном предлежании)», регламентирующие новые правила и формат ведения партограммы отличный от предыдущих лет применения партограммы в практике родовспоможения.
Ведение медицинской документации осуществляется в форме электронных документов (далее – электронный медицинский документ) без дублирования на бумажном носителе в случае отсутствия заявления пациента (его законного представителя), составленного в простой письменной форме, о ведении его медицинской документации в бумажном виде и при условии выполнения требований порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов [3]./p>
В статье представлена методика и совместная разработка сотрудников ООО «Инкормед» и группы соавторов Екатеринбургского клинического перинатального центра по созданию сервиса «АИСТ_ПАРТУС», представляющего собой решение для непрерывного мониторинга родов от базового до продвинутого уровней и автоматизированную оценку критических отклонений, обеспечивая при этом мобильность и безопасность данных. Гибкий доступ к витальным данным пациента обеспечивает расширенную поддержку принятия клинических решений, повышая качество оказания медицинской помощи и оптимизируя рабочий процесс.
В Свердловской области заработала интеллектуальная система центрального мониторинга партограмм «АИСТ_ПАРТУС» с технологиями удаленного мониторинга цифровых партограмм и поддержки принятия врачебных решений.
Врачи получили возможность перейти с бумажных на электронные партограммы.
Преимущества, которые получило профессиональное сообщество с внедрением ITрешений для ведения цифровой партограммы и онлайн мониторинга родов, очевидны и представлены ниже.
Специалист может просматривать необходимую информацию о пациенте по сети и на рабочем компьютере, и на планшете из больницы или удаленно, круглосуточно. АИСТ_ПАРТУС обеспечивает доступ к основным данным мониторинга пациента практически в любом месте и в любое время (рис.1).

Врачи могут получать доступ к истории данных мониторинга пациента в течение всего цикла оказания помощи – в АИСТ_ПАРТУС от поступления в родовое отделение или ургентный родовой зал до родоразрешения.
«АИСТ_ПАРТУС» обеспечивает мониторинг состояния пациента в родах, а также обладает функциями интеллектуального помощника для обзора данных и инструментами для поддержки принятия клинических решений. Медицинский персонал может получать своевременный доступ к клинической информации всей ЭМК роженицы от постановки на учет по беременности до текущего состояния.
Функции интеллектуального помощника врача/акушерки реализованы посредством автоматизированного анализа всех критических показателей при ведении родов:
Модуль «АИСТ_ПАРТУС» формирует сигнальные списки (партограммы с отклонениями) в разрезе всего региона с целью курации родов. На цифровой партограмме (рис. 2) также реализована визуальная маркировка критических показателей и всплывающие подсказки при ее заполнении.
«АИСТ_ПАРТУС» помогает медицинскому учреждению выполнять самую важную задачу – предоставлять качественную и безопасную медицинскую помощь роженицам.
АИСТ_ПАРТУС интегрирован с электронной медицинской картой в медицинской информа-ционной системы АИСТ «РАМ». Система основана на профессиональных стандартах и поддерживает интеграцию с общей IT-инфраструктурой службы родовспоможения, чтобы максимально эффективно использовать существующие технологии в повышении качества и безопасности медицинской помощи беременным и роженицам, а также в организации электронного документооборота в родовспоможении (рис. 3).
Быстро просматривайте, анализируйте показатели и принимайте меры на основании полученной клинической информации. Можно использовать фильтры АИСТ_ПАРТУС, при которых данные партограмм будут отображаться в режиме реального времени индивидуально в зависимости от состояния каждой роженицы. Функция «drill-down» позволяет просматривать полный объем данных о каждом пациенте.
Благодаря данной системе стала возможной курация для удаленного и централизованного мониторинга родов в разрезе одной медицинской или всего региона. Для кураторов АДКЦ и руководителей в МО реализован функционал мониторинга данных:



С мобильного устройства для введения цифровой партограммы сканируется QR на идентификационном браслете роженицы для получения доступа к ЭМК данного пациента и последующего ведения партограммы в электронной истории родов. Данное решение позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на процессы идентификации личности пациента и его медицинской документации. Что особенно важно в условиях кадрового дефицита в перинатальных центрах, наличии однофамильцев, потока пациентов, не владеющих русским языком.
Внедрение системы «АИСТ_ПАРТУС» позволяет достичь следующих результатов:
| Прикрепленный файл | Размер |
|---|---|
| Скачать файл | 1.99 Мб |