Внедрение дистанционной формы обучения в медицинском университете в условиях военного времени и активных боевых действий

А.А. Музычина, Т.Н. Хахелева, Д.К. Калиновский, Е.О. Золотаренко

Usus est optimus magister

Медицинское образование одно из немногих в мире, которое нельзя получить заочно. Однако, как быть, если существованию ВУЗа и отрасли в целом брошен вызов - вызов войной? Приостановить учебный процесс на годы, поставить тысячи студентов перед выбором - потеря бесценных лет или переезд, оставить многотысячный коллектив без средств к существованию или все-таки продолжить обучение в привычном формате и ежедневно рисковать жизнями тех немногих, кто остался предан своему городу, своему делу? Немногие смогут дать ответ на этот тяжелый вопрос, а тем более взять на себя ответственность за принятие таких судьбоносных решений. Ко всему прочему, промедление в этом вопросе равносильно потере авторитета Alma Mater среди своих подопечных и коллектива, отчаянию и деградации ВУЗа.

В связи с вышеизложенным, руководством Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького в октябре 2014 года было принято решение активно внедрить в педагогический процесс дистанционную форму обучения (для безопасности студентов и преподавателей, сократив до минимума необходимость их физического присутствия в опасных для жизни районах и учреждениях города).

Технологии дистанционного образования в последние годы достаточно активно и успешно внедряются в систему образования высших учебных заведений [1-3]. Определенные наработки по внедрению дистанционных форм обучения были сделаны и в нашем ВУЗе [4-6]. В связи с этим решение поставленных руководством задач базировалось на четком понимании конечной цели и опиралось на накопленный нами теоретический и практический опыт.

В данной работе проведен анализ возможностей внедрения дистанционных форм обучения на стоматологическом факультете медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ) на основе использования системы дистанционного обучения Moodle.

Интерактивное взаимодействие студент -преподаватель происходило в информационно-образовательной среде, созданной на основе системы дистанционного обучения Moodle. Moo-dle является программным обеспечением с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License) и поэтому не требует каких-либо финансовых затрат на приобретение, но предоставляет широкие возможности по его использованию [7].

Взаимодействие преподавателей со студентами происходило на расстоянии, посредством интернет-трафика и наличия любого современного технического оборудования (компьютер, планшет, смартфон).

Для оптимизации ведения педагогического процесса на кафедре стоматологии детского возраста и хирургической стоматологии студенты были поделены на интерактивные группы, за которыми были закреплены преподаватели-кураторы. Обучение проходило по дисциплинам «Хирургическая стоматология» для стоматологического факультета и «Стоматология» для медицинских факультетов.

Система Moodle имеет удобный интуитивно понятный интерфейс с обязательной регистрацией. После регистрации и входа в систему студенту предоставляется выбор интересующего его курса (предмета), предусмотренного учебным планом (рис. 1).

Рис. 1. Примеры рабочих окон с компонентами дистанционных обучающих курсов

Основной структурной единицей каждого курса является «Интерактивное занятие», доступ к которому открывается соответственно календарно-тематическому плану. Помимо «Интерактивных занятий» в структуру курса входит ряд материалов для ознакомления, включающий: списки групп и закрепленных за ними преподавателей-кураторов, календарно-тематические планы лекций, практических и итоговых занятий, информационный форум «преподаватель – студент», а так же новостной форум, где размещаются новости ВУЗа, изменения в программе обучения, времени проведения итоговых занятий и т.д.

На следующем этапе студенту необходимо пройти «Информационный» и «Контролирующий» блок конкретного занятия. После ознакомления с «Информационным блоком», включающим: методические рекомендации, список литературы со ссылками на источники в электронных библиотеках, а также лекции в текстовом или мультимедийном формате, студент может приступить к работе с «Интерактивной лекцией». Данный элемент является основным и представляет собой кластерную структуру с лекционной подачей материала и контролирующими вопросами по окончанию ознакомления с каждым разделом лекции. Правильные ответы на контролирующие вопросы дают доступ к следующему разделу лекции, неправильные - возвращают к повторному изучению раздела (рис.2).

Рис. 2. Примеры рабочих окон с компонентами дистанционных обучающих курсов по хирургической стоматологии

Завершающей частью «Интерактивного занятия» является «Контролирующий блок», который может быть представлен в виде одного или нескольких доступных и утвержденных методов оценивания знаний студентов: тестового контроля, эссе, семинара, онлайн опроса в режиме Skype-конференции и прочих.

Все данные о посещении курса, прохождении студентами «Интерактивных занятий» и их отдельных разделов, выполнении заданий и т.д., аккумулируются в базе данных системы с ограниченным доступом для преподавателей (рис. 2).

После окончания срока, отведенного на прохождения конкретного «Интерактивного занятия», преподаватели индивидуально оценивают работу каждого студента в стандартной системе оценивания знаний. При необходимости преподаватель выносит письменные замечания, дает пояснения и комментарии в интерактивном виде. Все полученные за период обучения на курсе оценки по предмету заносятся в стандартный ученический журнал.

Своевременное и оперативное внедрение дистанционной формы обучения позволило максимально сохранить кадровый состав ВУЗа, продолжить обучение без опасных для жизни ежедневных поездок к местам учебы как самих студентов, так и преподавателей, заинтересовать студентов внедрением современных интерактивных технологий, а в итоге развить дистанционный формат обучения в единую информационно-образовательную среду университета, расширить электронную учебно-методическую базу университета и сохранить прежний образовательный потенциал.

Недостатком дистанционного обучения является невозможность приобретения и отработки мануальных навыков и выполнения различных врачебных манипуляций под контролем преподавателя, что является основой качественной подготовки специалистов в медицинских ВУЗах.

ВЫВОДЫ

Своим вынужденным примером наш университет доказал, что дистанционная форма обучения студентов медицинских ВУЗов имеет право на дальнейшее существование и развитие, как источник получения дополнительной информации, раздел контроля (самоконтроля) своих теоретических знаний и взвешенная альтернатива очному обучению в условиях военного времени, гуманитарной катастрофы. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 365 с.

2. Васнецова O.A., Мироненкова Ж.В., Иксанова Г.Р., Уразлина О.И. Современные информационные технологии в медицине и фармации: Учебное пособие. Казань РИЦ «Школа», 2004. - 121 с.

3. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 545-547

4. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Дистанционное обучение в медицине. Донецк: Норд-Пресс, 2005. - 80 с.
5. Дистанционное обучение в высшей медицинской школе / Р.Е. Хоружая, Д.К. Калиновский, Л.Л. Татаренко // Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики 2013. - №1. С.217-220.

6. Внедрение дистанционных форм обучения в высшей медицинской школе: планы, возможности и реальность / Р.Е. Хоружая, Д.К. Калиновский // IX международная конф. "Стратегия качества в промышленности и образовании", 31 мая 7 июня 2013г.: тезисы докл. Днепропетровск, Варна - 2013.С.459-461.

7. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков, ХНАГХ, 2009. 292 

дистанционное обучение, высшее медицинское образование, стоматология, Moodle, военное время