Современные цифровые технологии становятся все более значимыми во всех сферах общественной жизни. Одной из приоритетных отраслей цифровизации стало развитие цифровых технологий в медицине [1–8]. В частности, эпидемия COVID-19 перестроила формы взаимодействия между людьми и профессиональными сообществами: в профессиональную жизнь вошли дистанционные технологии [9–15]. Благодаря сквозным технологиям, в сфере здравоохранения появилась новая цифровая отрасль медицины – телемедицина, особенно актуальная для первичного звена здравоохранения [1, 2, 7– 9, 11, 13, 16]. Созданы телемедицинские центры, оказывающие медицинскую помощь пациентам на расстоянии. Для обеспечения качественного функционирования телемедицинских центров важно осуществление своевременной и качественной подготовки медицинских кадров в соответствующей области знаний [17–20]. Решение этой задачи возложено на ведущие медицинские вузы страны. В соответствии с миссией СамГМУ, направленной на подготовку глобально конкурентоспособных медицинских кадров, создание передового научного знания мирового уровня, разработку и внедрение инновационных технологий, продуктов и сервисов для увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения Российской Федерации, кафедра семейной медицины с курсом телемедицинских технологий СамГМУ с 2020 года реализует подготовку кадров высшей квалификации по телемедицине в рамках специалитета, ординатуры, первичной переподготовки врачей по специальности «Общая врачебная практика» и тематического усовершенствования врачей по специальности «Общая врачебная практика» и «Терапия». В период эпидемии COVID-19 кафедрой семейной медицины СамГМУ осуществлялось обучение врачей в дистанционном формате, в том числе, в рамках курса «Телемедицина в первичном звене здравоохранения». Обеспечение информационного взаимодействия между преподавателями и врачами в дистанционном формате и в настоящее время происходит с помощью Электронной информационно-образовательной среды сайта СамГМУ, где размещены теоретические, лекционные, учебно-методические материалы и рекомендуемые источники для самоподготовки, тесты для самопроверки.
С 2020 года кафедрой семейной медицины с курсом телемедицинских технологий СамГМУ в рамках внедрения передовых технологий обучения студентов проводится их обучение навыкам организации и реализации телемедицинских услуг. В новых условиях внедрение информационных технологий в здравоохранение повышает качество и доступность медицинской помощи населению даже в отдаленных уголках Самарской области. Повышение эффективности образовательных процессов путем обучения специалистов высшей квалификации со студенческой скамьи обеспечит практическое здравоохранение знающими и умелыми кадрами, владеющими всем спектром современных цифровых услуг в медицине. В рамках специалитета осуществляется обучение по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» студентов 6 курса по теме: «Основы телемедицины и электронного здравоохранения», в объеме лекций 4 уч.ч., практических занятий 20 уч.ч., самостоятельной работы 12 уч.ч.. Освоение навыков проведения телемедицинских консультаций проводится в смешанном формате обучения: очное изучение теоретической части и проведение учебных телемедицинских консультаций на оборудовании кафедры, возможна дистанционная отработка практических навыков. Обучение по специальности 31.05.02 «Педиатрия» студентов 6 курса проходит по теме: «Клиническая телемедицина», в объеме аудиторных занятий 10 уч.ч. и самостоятельной работы студентов 4 уч.ч., самостоятельной работы 12 уч.ч. и по теме: «Пациент-ориентированная телемедицина» в объеме аудиторных занятий 10 уч.ч. и самостоятельной работы студентов 4 уч.ч.. Для специальности 30.05.03 «Медицинская кибернетика» проводятся аудиторные занятия по телемедицине в объеме 48 уч.ч. (лекции 14 уч.ч., практические занятия 34 уч.ч.) и самостоятельная работа студентов – 24 уч.ч. (общая трудоемкость 72 уч.ч.).
Впервые в Российской Федерации создан и активно применяется инновационный формат обучения для всех обучающих циклов, когда созданы условия, имитирующие таковые при проведении реальной телемедицинской консультации. На кафедре создан учебный телемедицинский центр, в составе которого имеются две учебные комнаты, оснащенные цифровым оборудованием (мониторы, компьютеры, цифровые видеокамеры, колонки, телефон, подключение к сети интернет по защищенному каналу связи), в которых в режиме реального времени отрабатывается практический навык проведения телемедицинской консультации, при котором в одной из аудиторий находится симулированный пациент, излагающий учебную клиническую ситуацию, а в другой – обучаемый врач, решающий предложенную клиническую задачу. После оценки жалоб, анамнеза, доступных объективных данных, эффективности назначенной терапии и полноценности выполнения условным пациентом рекомендаций, обучающимся врачом создается заключение о состоянии здоровья пациента. При необходимости составляется план маршрутизации пациента или коррекции лечения. Для реализации обучения предусмотрено наличие учебно-методического и информационного обеспечения (с указанием основной и дополнительной литературы, базы данных и информационно-справочных систем) (рис.1, 2).
Для отработки навыков дистанционного мониторинга на кафедре используется портативное передовое высокотехнологичное оборудование – портативный телемедицинский комплекс с базовым набором персональных помощников для дистанционного мониторинга (цифровая аппаратура с возможностью Wi-Fi-передачи данных: планшетный компьютер, термометр, тонометр, спирометр, глюкометр, трекер физической активности), разработанные институтом инновационного развития Самарского государственного медицинского университета. В ходе обучения рассматриваются варианты комплектации портативного телемедицинского комплекса, которые могут формироваться по нозологическому или проблемному принципу для отслеживания определенных медицинских параметров пациента. Обучающимся доступны дистанционные и электронные ресурсы для самостоятельной подготовки, в частности Электронно-информационная образовательная среда СамГМУ (Рис. 3–6).
В ординатуре и на циклах повышения квалификации врачей по специальности 31.08.54. «Общая врачебная практика (семейная медицина)» с 2021 года на постоянной основе проводится углубленное изучение телемедицинских технологий на циклах обучения врачей общей практики, педиатров, врачей-лечебников, врачей-терапевтов участковых по теме: «Телемедицина в первичном звене здравоохранения. Клиническая телемедицина» со сроком освоения 36 уч.ч. В рамках обучения разбираются вопросы пропедевтики телемедицины (7,2 уч.ч.), современного состояния электронного здравоохранения (7,2 уч.ч.), телемедицинского консультирования как ключевой телемедицинской услуги (7,2 уч.ч.), подготовки документации и инструментов к телемедицинской консультации и ее проведения в соответствии с основными сценариями (7,2 уч.ч.), клинических субдисциплин телемедицины первичного звена здравоохранения (5,2 уч.ч.). Кроме того, для этих категорий обучающихся предусмотрено проведение циклов тематического усовершенствования по теме: «Телемедицина в первичном звене здравоохранения. Пациент-центрированная телемедицина» со сроком освоения 36 уч.ч. В рамках обучения освещаются темы методологических и правовых особенностей телемедицинской деятельности на современном этапе (7,2 уч.ч.), современного состояния электронного здравоохранения в мире, в РФ и Самарской области, электронного здравоохранения в Национальных проектах России (7,2 уч.ч.), клинические субдисциплины телемедицины (7,2 уч.ч.), пациент-центрированная телемедицина (7,2 уч.ч.), подготовка медицинской информации для телемедицинских процедур и передача с помощью телекоммуникационных технологий (5,2 уч.ч.). С 2023 года реализуется обучение в ординатуре и на циклах повышения квалификации врачей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по специальности 31.08.54 «Общая врачебная практика (семейная медицина)», 31.08.49 «Терапия» со сроком освоения 18 уч.ч. по теме: «Дистанционный мониторинг в первичном здравоохранении». В рамках этого цикла обучения рассматриваются вопросы введения в телемедицину, современного состояния электронного здравоохранения в мире, в РФ и Самарской области, основы клинической и пациентоориентированной телемедицины, этические и правовые нормы телемедицинской деятельности (7,2 уч.ч.), основные принципы оказания телемедицинских услуг в рамках пациентоориентированной телемедицины: телемедицинское консультирование и дистанционный мониторинг, техническое оснащение для проведения дистанционного мониторинга (7,2 уч.ч.), применение портативного телемедицинского комплекса в первичном звене здравоохранения для мониторинга основных показателей здоровья при различных нозологиях (2,0 уч.ч.).
Для обучения врачей по специальности 31.08.54. «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и 31.08.49 «Терапия» разработана программа «Телемедицина в работе врача первичного звена» со сроком освоения 72 уч.ч. (лекции 20 уч.ч., практические занятия 52 уч.ч.), с основными разделами: Пропедевтика телемедицины (лекции 4 уч.ч., практические занятия 10 уч.ч. с освоением терминологии и понятийного аппарата телемедицины, разновидностей телемедицинских услуг, основных вех в истории телемедицины, основ организации телемедицинской деятельности, основных типов лечебнодиагностического оборудования для телемедицины, представлений о стандартизации в телемедицине); Современное состояние электронного здравоохранения в Российской Федерации и Самарской области (лекции 4 уч.ч., практические занятия 10 уч.ч. с освоением понятий о государственных информационных системах здравоохранения РФ, государственных информационных системах здравоохранения и действующих телемедицинских проектах Самарской области); Клиническая телемедицина (лекции 21,6 уч.ч, практические занятия 15,6 уч.ч. (с освоением навыков телемедицинского консультирования как ключевой телемедицинской услуги, введение в телемедицинское консультирование, показания к телемедицинскому консультированию, участники телемедицинской консультации, подготовка документации и инструментов к телемедицинской консультации, ее проведение в соответствии с основными сценариями, документирование телемедицинской консультации, телемедицинский скрининг, телеассистирование, биотелеметрия, телемониторинг, клинические субдисциплины телемедицины: телекардиология, теледерматология, теленеврология, телеофтальмология, телепатология, телефтизиатрия, телетравматология, теледиализ, телепсихиатрия, теленеонатология, телерадиология, телестоматология, телеортопедия)); Пациент-центрированная телемедицина (лекции 21,6 уч.ч., практические занятия 15,6 уч.ч. (методология, разновидности услуг пациент-центрированной телемедицины, целевые группы, цели, задачи для каждой группы пациентов, нуждающихся в пациент-центрированной телемедицине; основные типы персональных устройств для телемедицины, пациент-центрированная телемедицина в отдельных клинических дисциплинах, телесестринство, телереабилитация в первичном звене здравоохранения)).
Проблемы отечественной медицины в области внедрения телемедицинских технологий настоящий момент связаны не только с организацией медицинской помощи, материально-техническим оснащением медицинских учреждений, возможностями амбулаторной помощи населению, но и в значительной степени определяются технической грамотностью потребителя медицинских услуг – амбулаторного пациента. В связи с этим в рамках обучения подчеркивается важность передачи основных навыков владения цифровыми устройствами пациентам, наблюдающимся у обучаемых врачей. Реализация программ осуществляется профессорско-преподавательским составом, состоящим из специалистов, систематически занимающихся научной и научно-методической деятельностью со стажем работы в системе высшего и/или дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения не менее 5 лет. Предусмотрены формы контроля и аттестации: текущий контроль хода освоения учебного материала проводится в форме опроса; итоговая аттестация обучающихся по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации проводится в форме зачета, предусматривающего ответы на контрольные вопросы и прохождение тестирования. Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после изучения программ в объеме, предусмотренном учебным планом. Обучающиеся, освоившие программы и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Оценочными средствами являются вопросы для самоподготовки и тестовый контроль для итоговой аттестации.
Все реализуемые программы обучения опираются на известные нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 года №700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 года №328 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 августа 2015 года №599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года №575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; Решение Ученого совета ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России по вопросу «Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования работников сферы здравоохранения» от 25.03.2016 г.; Решение Ученого совета ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России по вопросу «Стратегия развития образовательной сферы университета (дипломный и последипломный этапы)» от 25.10.2019 г.
Обобщая опыт преподавания телемедицины студентам, ординаторам, аспирантам и амбулаторным врачам на базе кафедры семейной медицины СамГМУ, можно с уверенностью утверждать, что удачное сочетание изложения теоретического материала и отработки практических навыков проведения телемедицинских консультаций на практических занятиях в виде учебных симуляционных телемедицинских консультаций в реальных условиях амбулаторных практик, в том числе с использованием возможностей Центра дистанционной медицины Клиник СамГМУ позволило подготовить более 300 специалистов, владеющих навыками проведения телемедицинских консультаций, которые используют телемедицинские консультации в реальной медицинской практике в медицинских учреждениях Самарской области. По полученным данным можно с уверенностью сказать о качественной подготовке врачей общей практики, эффективном процессе обучения в практическом ключе, доступности информационной базы для обучающихся врачей и удовлетворенности процессом обучения, достаточной значимости знаний, которые применяются в реальной практике.
В дальнейшей деятельности кафедра будет масштабировать накопленный опыт обучения студентов старших курсов, в том числе билингвального направления для развития медицинских технологий как для внутреннего, так и для внешнего рынков медицинских услуг. Реализация обучающих программ осуществляется профессорско-преподавательским составом, состоящим из специалистов, систематически занимающихся научной и научно-методической деятельностью со стажем работы в системе высшего и/или дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения не менее 5 лет. Для информационной поддержки обучающихся создано учебно-методическое и информационное обеспечение (с наличием основной и дополнительной литературы, базы данных и информационно-справочных систем); материально-техническое обеспечение в виде учебных аудиторий, оснащенных материалами и оборудованием для проведения учебных телемедицинских консультаций и дистанционного мониторинга в учебном телемедицинском центре; разработаны формы контроля и аттестации.