Шадеркин И.А. – к.м.н., заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова; Москва, Россия; РИНЦ Author ID 695560
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время стало появляться большое количество интеллектуальных систем, которые используются в поддержке принятия врачебных решений – симптом-чекеры (приложения проверки симптомов заболеваний), предиктивные, аналитические системы, системы, работающие с визуальными данными (рентген-, КТ-изображения, морфология, дерматография и др.). Все эти решения в обиходе часто называют «искусственный интеллект в медицине» – тематика находится на высоте внимания государства, инвесторов и разработчиков. Эти интеллектуальные системы начинают регистрироваться как медицинские изделия, так, например, в РФ уже есть преценденты («Третье мнение», WEBIOMED).
Автор публикации тоже работает над вопросами принятия врачебных решений, и, сам будучи врачом, в ходе работы и имеющейся практики обнаружил ряд важных вопросов, которыми счел необходимым поделиться с профессиональным сообществом.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ИИ
В основе решений на базе искусственного интеллекта (ИИ – «intelligence» (франц.), интеллект) лежат медицинские знания – об организме человека, этиологии, патогенезе, диагностике и методах лечения заболеваний.
Команды, создающие решения на базе ИИ, включают в себя, помимо руководства и представителей бизнеса (сэйлс, маркетинг), команду разработчиков, программистов и специалистов по знаниям, дата-сайентистов, которые, как правило, являются представителями медицинского и научного сообщества и являются экспертами в предметной области, для которой строятся решения на базе ИИ.
Важным компонентом бизнес-продукта являются медицинские данные (знания), которые либо берутся из открытых источников (дата-сеты, размеченные данные), либо собираются дата-сайентистами из команды разработчиков. Созданное программное обеспечение принимает решение на основе данных/знаний, поэтому качество этих данных является ключевым аспектом правильности работы программного обеспечения.
В некоторых случаях демонстрация успешной работы программного обеспечения в заявленных характеристиках (чувствительность, специфичность) происходит лишь в «надежных руках» разработчиков и на данных, которые лежат в основе программного обеспечения. При попытке продемонстрировать работу в клинических ситуациях заявленные характеристики часто не достигаются, поэтому у клинического сообщества, которое должно использовать это решение на базе ИИ, формируется не всегда благоприятное мнение.
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ В СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ ВРАЧЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Есть очевидные и наиболее часто упоминаемые причины некачественной работы вне заявленных характеристик ИИ в медицине:
Это лежащие на поверхности, часто упоминаемые причины.
Однако есть ряд других причин, которые порой не учитываются в разработке, но могут носить фатальный характер в принятии медицинских клинических решений:
1. Искажение первичных медицинских знаний.
2. Отсутствие знаний или недостоверные знания о предметной области.
На приеме практически нет возможности сказать пациенту, что врач не знает какой ставить диагноз или как его лечить. Сложилось мнение, что пациент всегда должен выйти от врача с решением своей проблемы. С другой стороны, это дополнительно продиктовано взглядом СМИ на текущее состояние науки и здравоохранения, когда в СМИ представляются абсолютные знания и современное состояние проблем. На этом фоне очень сложно специалисту, который несет юридическую ответственность, сказать, что он не знает или не уверен в диагнозе или методах лечения.
3. Социальные искажения.
В ряде клинических ситуаций принятие врачом таких решений носит ключевой характер, но не может быть протоколировано и алгоритмизировано в программном обеспечении в ИИ.
ВЫВОДЫ
При разработке решений на базе ИИ кажется важно учитывать вышеперечисленные моменты как разработчикам, так и пользователям.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать файл | 118.47 кб |