Бразилия — большая страна, имеющая много муниципалитетов в своем составе. Центры специализированной медицинской помощи сконцентрированы в больших городах, и выдавать удаленно проживающим пациентам направления к врачам-специалистам представляется сложным и дорогостоящим. Телемедицина может оказаться эффективным средством, облегчающим получение доступа к специализированной медицинской помощи, особенно лицам из удаленных регионов страны [1].
Цель данного исследования – представить отчет об успешном и устойчивом опыте широкомасштабного функционирования телемедицинской сети Минас-Жераис, предоставляющей консультации работникам первичного звена медицинской помощи.
Сеть была организована на общественные средства, в основном поступившие от правительства и агентств по развитию науки с целью организовать связь между работниками первичного уровня медицинской помощи в удаленных городах со специалистами из 6 государственных университетов [2, 3]. Проект был запущен в 2006 г., и на то время в нем принимали участие 82 города; позже он расширился, охватывая новые города и включая другие сферы помощи. В настоящее время это 772 города из 853, входящих в состав штата; сеть включает 4 отдела вторичной медицинской помощи, 7 отделений реанимации в Белу-Оризонте (столица штата) и 48 бригад скорой помощи на севере штата (как часть программы по борьбе с инфарктом миокарда).
Основными направлениями работы сервиса являются телеэлектрокардиография (теле-ЭКГ) и телеконсультации. Также разработаны и протестированы новые приложения, такие как холтеровское мониторирование, амбулаторный мониториг артериального давления и ретинография. С 2006 г. было проведено свыше 2 млн теле-ЭКГ и 65000 телеконсультаций. В 2014 г. в среднем каждый день выполнялось около 2200 ЭКГ и 40 телеконсультаций. Что касается телеЭКГ, то в 55,0 случаев не было выявлено отклонений. Клинические случаи были проконсультированы в 82,0%, в 18,0% обсуждены теоретические вопросы.
Специалистами проводится оценка удовлетворенности медицинских работников деятельностью системы. За все время существования системы положительную оценку дали 95,0% пользователей.
Более того, для анализа качества услуг, предоставляемых телемедицинскими сервисами, их периодически оценивают аудиторы. Контроль качества ЭКГ заключается в сравнении интерпретаций кардиограмм различными врачами-специалистами. Так, случайно выбирают образец ЭКГ, который расшифровывают два случайно выбранных кардиолога. После этого опытный специалист с большим стажем проверяет, насколько предыдущие две интерпретации соответствуют друг другу, а его толкование считают «золотым стандартом». Проверка телеконсультаций заключается в том, что выбирают результаты нескольких телеконсультаций, проведенных за определенный период времени, и определяют качество каждого ответа по определенным критериям.
Учитывая, что проводимые Сетью мероприятия приводят к снижению выдачи направлений к «узким» специалистам на 80,0%, данный анализ показал, что средства, сохраненные из-за отсутствия необходимости перевозки пациентов на протяжении последних 8 лет, относятся к инвестициям в проект как 4:1.
Сеть поддерживает международное сотрудничество с африканскими, европейскими и латиноамериканскими странами, координируя также научно-исследовательскую деятельность. В настоящее время разрабатывается 10 крупных проектов
ВЫВОДЫ
Большое количество мероприятий, проводимых Сетью, показывают ее важную роль в оказании поддержки медицинским работникам, в основном медицинским сестрам и врачам в удаленных муниципалитетах, способствуя принципам универсальности, равенства и целостности медицинской помощи [4].
Среди факторов, обеспечивающих устойчивость и продолжительность работы Сети — сотрудничество правительства с высшими учебными заведениями, поддержка меценатами, услуги, возможные благодаря общественности, периодический контроль качества телеконсультаций, короткое время ответа на запросы, простота использования системы, рост и увеличивающееся разнообразие телемедицинских мероприятий, развитие исследований и мониторинг экономической жизнеспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Alkmim M. B.et al. Improving patient access to specialized heatlh care: The Telehealth Network of Minas Gerais, Brasil. Bull World Health Organ. 2012; 90: 373-378.
2. Marcolino M. S.et al. Teleconsultorias no apoio à atenção primária à saúde em municípios remotos no estado de Minas Gerais, Brasil. Rev Panam de Salud Publica. 2014; 35(5/6): Ð. 345-352.
3. Alkmim M. B., Ribeiro A. L., Cardoso C. S., Marcolino M. S. Incorporación de la Telesalud en el Sistema Público de Salud de Minas Gerais, Brasil. Santiago de Chile. Cepal, 2012. 103 p.http://www.cepal.org/cgiin/getprod.asp?xml=/publicaciones/xml/6/48606/P48606.xml&xsl=/publicaciones/ficha.xsl&base=/publicaciones/top_publicaciones.xsl#
4. Marcolino M. S.etal. A Rede de Teleassistência de Minas Gerais e suas contribuições para atingir os princípios de universalidade, equidadeeintegralidade do SUS relato deexperiência RECIIS. Revista Eletrônica de Comunicação, Informação & Inovação em Saúde 2013; 7: 1.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 90.69 кб |