Симуляционное обучение демонстрирует огромный потенциал в подготовке стоматологов, однако его эффективность существенно ограничена недостаточной анатомической достоверностью используемых моделей. Упрощенные модели не отражают индивидуальных особенностей строения зубов и челюстей, включая вариативность корневых каналов и анатомические аномалии. Это приводит к недостаточной подготовленности к реальной клинической практике и повышению риска осложнений, особенно при имплантации.
Сотрудниками и студентами Медицинского института ФГБУ ВО «Пензенский государственный университет» были разработаны персонализированные 3D-модели зуба, что является важным шагом для реализации полного потенциала симуляционного обучения в стоматологии и улучшения качества подготовки специалистов [1].
В работе использовались источники, предоставляющие теоретическую базу для анализа современного состояния исследований в области эндодонтического лечения. В целом, современные исследования в данной области направлены на повышение эффективности и долговременности обработки корневых каналов, а также на минимизацию риска развития рецидивов заболевания [2, 3].
Однако по статистике довольно частым явлением остаются осложнения, касающиеся процедуры эндодонтического лечения, среди которых:
Данные осложнения во многом связаны с недостаточной степенью точности практических навыков врача-стоматолога. Разработка и внедрение эндодонтических блоков с персонализированными 3D-моделями зубов человека позволит студентам стоматологических факультетов ознакомиться с анатомически адекватной архитектоникой корневых каналов, отработать навыки их инструментальной обработки, что позволит в будущей врачебной практике избежать ошибок, приводящих к осложнениям процедуры эндодонтического лечения [6].
Для создания 3D-модели по результатам томографического обследования был получен комплект томограмм черепа из архива стоматологической клиники Пензенского государственного университета. Комплект томограмм состоит из 510 файлов изображений в формате DICOM, сделанных с шагом 0,16 мм. Файлы томограмм, полученные в результате обследования, загружаются в специализированное программное обеспечение 3D-Slicer.
Обработка томографических данных в 3D-Slicer включала регулировку контрастности и яркости для выделения тканей зуба и сегментацию изображения с помощью инструмента Threshold. Для получения чистой модели зуба были применены инструменты Erase и Paint, а затем – Smoothing с Gaussian-фильтром. В результате была создана цельная 3D-модель, в которую затем добавили камеру пульпы и корневой канал.
Далее полученная и экспортированная в формат STL 3D-модель была подготовлена к печати в программе KOMPAS-3D. Программа КОМПАС-3D – это мощный и многофункциональный комплекс программного обеспечения, предназначенный для трехмерного моделирования, проектирования и конструирования различных изделий и механизмов. Он включает в себя инструменты для создания чертежей, 3D-моделей, анализа и оптимизации конструкций, а также подготовки производства [7].
Следующий этап изготовления модели – 3D-печать с использованием 3D-принтера (Liquid Crystal Dental).
Материалом для печати послужила фотополимерная смола Anycubic 3D printing sensitive resin. Напечатанная персонализированная 3D-модель зуба представлена на рисунке 1.

Таким образом, важнейшим фактором оказания качественной стоматологической помощи является высокий уровень мануальных навыков врача, особенно при проведении эндодонтического лечения, так как данная процедура является трудоемкой и важной с точки зрения будущей сохранности зуба.
Разработка и внедрение эндодонтических блоков с персонализированными 3D-моделями зубов человека позволит студентам стоматологических факультетов более эффективно отрабатывать практические навыки работы с эндодонтом.
| Прикрепленный файл | Размер | 
|---|---|
| Скачать файл | 219.94 кб |