В данный момент, если пациенту необходима медицинская консультация, ему нужно записываться на прием к врачу. Можно получать консультацию по телефону или электронной почте. Однако, при таком общении, врач не всегда получает всю необходимую информацию, и в большинстве случаев, общение врача и пациента сводится к назначению приема, несмотря на то, есть ли в нем необходимость. В целом ситуация имеет множество изъянов и поэтому нуждается в альтернативах. Походы к врачу являются дорогостоящими как для самих пациентов, так и для Национальной системы здравоохранения Великобритании (НСЗ) в целом. Ради 5-10-минутной консультации пациентам необходимо тратить время и деньги для того, чтобы добраться до медицинского учреждения и обратно. Это является особой проблемой для пожилых людей и жителей сельской местности [1]
Для НСЗ осмотры у врача так же являются дорогостоящими. В среднем, в Великобритании ежедневно проводится 1 000 000 медицинских консультаций. Каждая такая консультация обходится службам здравоохранения Англии в £25–£63 (данные НСЗ Англии за 2012 г.) [8]. Существует определенный тип людей, которые обращаются к врачу при малейшем и, зачастую, неоправданном беспокойстве о своем здоровье. В связи с этим, в условиях ограниченных медицинских ресурсов люди с серьезными заболеваниями получают меньше внимания, чем необходимо.
Однако есть и противоположный тип людей, которые, по разным причинам, игнорируют заболевание на ранней стадии, когда лечение могло бы быть наиболее эффективным, и обращаются за медицинской помощью только когда болезнь прогрессирует. В обоих случаях поведение людей негативно сказывается как на них самих, так и на системе здравоохранения.
Сами по себе визиты к врачу могут так же ухудшить состояние здоровья пациента. К примеру, при ангине или простуде болезнь может прогрессировать, пока больной добирается до поликлиники. К тому же, на фоне ослабленного иммунитета существует значительный риск заражения инфекцией от других больных во время ожидания в очереди на прием к врачу.
Согласно данным Национального Статистического Офиса, в 2013 г. 21000000 (83,0%) домашних хозяйств Великобритании имели доступ к Интернету. Практически все жители Великобритании пользуются мобильной связью, и более 53,0% из них используют мобильные телефоны для выхода в Интернет [6, 11]. Исходя из сути проблемы и упомянутых выше статистических данных, автор данной работы выдвинул следующую гипотезу: использование мобильных и веб-технологий во взаимоотношениях между пациентами и семейными врачами может значительно улучшить эффективность медицинских консультаций и систему здравоохранения в целом.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель данного исследования заключается в разработке системы медицинских Интернет консультаций (СМИК) в виде мобильного и веб-приложений. Такие приложения предоставят возможность проводить онлайн-консультации с семейными врачами, хранить медицинскую историю пациентов, обеспечивать доступ пациентов к их документам (справкам, рецептам, результатам анализов и сканирований и т.п.) без необходимости в посещении врача, а также собирать анонимные отзывы о качестве предоставления медицинских услуг и генерировать отчеты для руководителей учреждений здравоохранения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В первую очередь, исследование будет фокусироваться на электронной и мобильной медицине с целью определения их значимости. Затем будет проведен обзор трех основных функциональных доменов СМИК, имеются в виду:
После этого, будут проведены исследования аналогичных приложений для того, чтобы проанализировать их сильные и слабые стороны. В заключение будут изучены технологии для разработки программного обеспечения, необходимого для создания хорошо отлаженной и надежной системы.
Электронная медицина (эМедицина) и мобильная медицина (мМедицина) являются развивающимися сферами здравоохранения, позволяющими оказывать и получать медицинские услуги и информацию посредством Интернета или мобильных сетей. Значительный потенциал этой сферы был отмечен Организацией Объединенных Наций (ООН) и Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) [12]. Помимо прочего, приложения эМедицины/мМедицины используются для решения следующих вопросов:
Существует множество разных парадигм эМедицины. СМИК будет основываться на следующих предположениях:
По меткому выражению: «Консультация является центральным актом медицины и заслуживает понимания” [2]. Несмотря на то, что система СМИК является виртуальной формой медицинских консультаций, необходимо убедиться в том, что консультация проводится по правилу «максимальная схожесть с реальной консультацией».
Для работы системы СМИК и обеспечения желаемых функций необходимы сбор и хранение информации о ее пользователях: пациентах и работниках медицинских учреждений. Данные пациентов должны храниться в соответствии с Актом защиты личных данных пользователей и политикой конфиденциальности НСЗ Англии 1998 г. [7].
Несмотря на всеобщее убеждение, суть медицинских консультаций не заключается в определении симптомов и составлении курса лечения. Очень важно понять пациента, изучив его социальное и культурное происхождение, а также среду, в которой он живет и работает. В то же время, крайне необходимо убедиться в том, что врач и пациент понимают друг друга. Чтобы улучшить взаимопонимание, важно построить хорошие отношения между пациентом и врачом [10].
Для проведения успешной консультации в современном обществе принципиально важно выстраивать ее на основе диалога: врач должен поделиться с пациентом своими мыслями, но, в то же время, учесть мнение пациента. В дополнении к этому, межкультурное общество, в котором мы живем, требует от врача уважения к религиозным и культурным взглядам пациента, а также предоставления пациенту возможности принимать окончательное решение по поводу своего здоровья после получения всей необходимой информации от врача [10].
Чтобы система СМИК могла предоставлять конкурентоспособные виртуальные медицинские консультации, она должна предоставлять фреймворк, который перенесет все вышеперечисленные аспекты в виртуальную среду.
Предоставление медицинских услуг на высшем уровне является наиважнейшей целью любой системы здравоохранения. Поэтому, чтобы достичь этой цели, важно постоянно следить за работой врачей и оценивать ее. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо собирать анонимные отзывы пациентов, которые позволят оценить личные качества врача, а также отношение пациентов к его работе.
Национальная система здравоохранения Великобритании (НСЗ) уже предоставляет множество приложений эМедицины, которые помогают людям, например:
Однако НСЗ не предоставляет возможности проведения онлайн-консультаций. В связи с этим, данное исследование будет фокусироваться на наиболее популярных и прогрессивных источниках медицинских интернет-консультаций как в Великобритании «Др. Фокс», так и по всему миру (icliniq.com и itriagehealth.com).
1. «ДР. ФОКС»: МЕДИЦИНСКИЕ ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИИ С ВРАЧАМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
«Др. Фокс» (doctorfox.co.uk) – это веб-клиника, действующая в Великобритании и созданная доктором Тони Стилом, семейным врачом из Бристоля. «Др. Фокс» предоставляет следующие услуги:
Медицинские консультации «Др. Фокса», в большей степени, ориентированы на продажу медикаментов, нежели на формирование курса лечения. Пациенты могут связываться с врачом, чтобы получить медицинские рекомендации, однако, в целом, конечным результатом онлайнконсультации являются выписывание и продажа рецептурных препаратов [3].
2. ICLINIQ.COM: МЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С ВРАЧАМИ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН
Icliniq.com – это сервис медицинских онлайн-консультаций в Индии, где работают более 300 врачей из Великобритании, США, Сингапура, Германии, ОАЭ, Индии и других стран [9]. «Icliniq» предоставляет сервис для пациентов, врачей и больниц, однако данное исследование будет сконцентрировано на услугах, предоставляемых пациентам:
«Icliniq» так же является коммерческим проектом, однако, в отличии от «Др. Фокса», получает деньги за консультации, а не за предписывания лекарств. Пациенты могут выбрать между бесплатной базовой консультацией и платной телефонной или видео консультацией с возможностью загрузки файлов. Для получения медицинской консультации пациент должен зарегистрироваться на сайте «Icliniq», пополнить интернет-баланс и отправить свой вопрос. Консультации так же доступны через мобильные устройства [9].
3. «ITRIAGE» – ЦЕНТР ОНЛАЙН ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«iTriage» – это компания общественного здравоохранения, основанная в 2008 г в Колорадо, США. Компания неоднократно получала высокую оценку Белого Дома. В 2013 г. у iTriange было примерно 90 работников. Компания сотрудничала с более чем 600 больницами и 1000 врачами и центрами неотложной помощи. Мобильное приложение «iTriage» было скачано более 9 500 000 раз и имеет рейтинг 4,5 звезд (Статистика Google Play Market и Apple AppStore, январь 2014) [4, 5].
«iTriage» выполняет следующие функции:
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В данной части исследования будут представлены как качественные, так и количественные исследования среди потенциальных пользователей СМИК. Здесь будет освещено отношение аудитории к виртуальным медицинским консультациям, уровень доверия к данному типу консультаций, а также общие идеи и отзывы респондентов о функциональности СМИК.
Качественное исследование основывается на анализе интервью с двумя представителями системы здравоохранения Великобритании: доктором с 14-летним стажем работы в НСЗ Великобритании Еленой Перескоковой и фармацевтом Ф., обладающим 5-летним опытом работы в фармацевтических компаниях Великобритании.
Оба интервьюируемых лица согласились использовать СМИК в своей работе. Они отметили, что нынешние коммуникативные технологии являются сильно устаревшими, что приводит к ошибкам различного рода и неточностям. Они также добавили, что СМИК была бы прекрасной опцией для консультации, при условии, что постановка диагноза не требует физического осмотра человека. Что касается ограничений, доктор упомянула, что СМИК крайне ненадежна в экстренных ситуациях и использование программы может быть осложнено конфигурацией телефона и географическим положением.
Относительно функциональности приложения, оба опрошенных высоко оценили следующие аспекты СМИК:
Однако анонимная система оценки врача и процесса лечения была названа Ф. «неподобающей» в связи с сомнительной компетенцией пациентов в данной области.
Проанализированы мнения 30 анонимных пользователей НСЗ, которые согласились участвовать в данном опросе
Результатом этого исследования оказалась нерешительность пациентов пользоваться СМИК: 50,0% не определились с ответом, а 7,0% отказались пользоваться приложением. При этом 43,0% опрошенных были готовы начать пользоваться СМИК, однако всего 8,0% признали программу безопасной в плане конфиденциальности данных. 80,0% опрошенных согласились, что подобные программы способны помочь поставить диагноз и что физический осмотр не всегда необходим. Большинство опрошенных так же признали, что подобные приложения сделают консультации у врача более доступными.
Пациенты положительно оценили следующие аспекты функциональности:
СМИК будет состоять из двух приложений:
Заинтересованными сторонами СМИК являются пациенты, врачи, фармацевты и администрация медицинского учреждения. Вебприложение будет доступно всем типам пользователей, а мобильное на данном этапе – только пациентам.
СМИК предоставит следующие возможности
Мобильное приложение будет предоставлять все основные функциональные показатели пациента, а так же позволять загружать фото непосредственно с камеры или галереи смартфона.
После обозначения технических и функциональных требований к СМИК был пройден полный цикл разработки программного обеспечения: анализ требований, дизайн, имплементация, тестирование и развертывание. Детали имплементации СМИК намеренно опущены в данной статье.
Полученные мобильное и веб-приложения (рис.1, 2) были продемонстрированы заинтересованным лицам для того, чтобы убедиться в достижении всех целей проекта.
Рис. 1. Скриншот мобильного приложения СМИК
Рис 2. Скриншот веб-приложения СМИК
В результате анализа отзывов заинтересованных лиц был сделан вывод, что продукт высоко оценен и может внести положительный вклад в систему здравоохранения. Как было упомянуто в отзывах, приложение сможет помочь сэкономить время и финансы, как пациентам, так и медицинским учреждениям. Особенное внимание было уделено функции Интернет-консультации в форме текстового и мультимедиа чата, а так же мобильному приложению, которое могло бы сделать виртуальные консультации еще более удобными.
ВЫВОДЫ
Использование современных мобильных и веб-технологий может сделать медицинские услуги более простыми и доступными на примере виртуальных консультаций. Предложенные решения и их имплементация были высоко оценены как потенциальными пациентами, так и представителями системы здравоохранения Великобритании.
Система медицинских Интернет консультаций может быть использована людьми из различных социальных и этнических слоев населения, что позволит уменьшить уровень нетерпимости и предвзятости, как со стороны врачей, так и пациентов, а также снизить уровень стресса и дискомфорта от консультаций, связанного, например, с обсуждением проблем интимного характера. В то же время, СМИК не может рассматриваться как альтернатива реальным консультациям, так как в большинстве случаев визит к врачу является необходимым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Al-Ubaydli M. Onlineconsultationscan savevaluabletimefor both patients and doctors. http://www.theguardian.com/healthcare-network/2013/sep/17/online-consult....
2. Fossey E., Harvey C., McDermott F., Davidson L. Understanding and evaluating qualitative research. Austr New Zeal J Psychiatr 2002; 36 (1): 717-732.
3. About Dr Fox.Index Medical Ltd. http://www.doctorfox.co.uk/about-us.html.
4. iTriage LLC . About the company. http://about.itriagehealth.com/about/mission-and-vision/.
5. iTriage LLC . Privacy Policy. https://www.itriagehealth.com/legal/privacy_policy.
6. Matthews D. Internet Access-Householdsand Individuals. http://www.ons.gov.uk/ons/rel/rdit2/internet-access-households-and-indiv....
7. Mitchell C. Data Protection Policy. The NHS Constitution. 2013.
8. National Health Service. Get the right treatment and help the NHS manage itsresources. 2012. http://www.northwest.nhs.uk/document_uploads/Choose%20Well/A4_feeling_un....
9. Orange Healthcare India Pvt Ltd. About iCliniq The Virtual Hospital. 2013. https://www.icliniq.com/pages/display/page/aboutus.
10. Pendleton D., Schofield T., Tate P., Havelock P. The new consultation: developing doctor-patient communication. New York: Oxford University Press Inc. 2003.
11. World Health Organization. mHealth: New horizons for health through mobile technologies: second global survey on eHealth. Global Observatory for eHealth series. 3 (1). 2011.
12. World Health Organisation. European HFA Database. 2013. http://data.euro.who.Int/hfadb/.
Attachment | Size |
---|---|
Скачать статью | 203.02 KB |